try another color:
try another fontsize: 60% 70% 80% 90%
Творчество людей на Folomade
творите и создавайте!

Детали отделки женского платья на картинах художников разных времен.


Это цитата сообщения Антонина_Николаевна Оригинальное сообщениеДетали женской одежды на картинах старых художников

Я люблю моду. Современную и моду прошлых лет. Люблю рассматривать детали одежды на портретах женщин в картинных галереях тех стран Европы, где мне удается побывать, а интернет дает возможность рассматривать детали одежды на тех картинах и портретах, видеть которые мне не довелось.

Вот, например, платье Моны Лизы, в миру Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо (хотя существуют и другие версии личности Моны Лизы).

Мона Лиза, Леонардо да Винчи, 1503-1505 года.

Платье пошито из шелка зеленоватого цвета в мелких сборках, с жёлтыми рукавами в складках. Круглый вырез на груди украшен кружевными зубчиками и золотой вышивкой или тесьмой. Рукава привязывались к платью на плече, открывая белоснежное облачко нижней сорочки. У Моны Лизы это облачко белья скрыто шелковой накидкой. Такой тип платья назывался guarnello. Этот стиль одежды похож на платьях, изображенные на картинах Девы Марии и является стандартной формой одежды, которую носили ангелы в живописи.

В жизни такие платья носили дети и беременные женщины. Обычно их шили из тонкого хлопка, но жена торговца шелком могла себе позволить платья из лучших шелков, а заодно и рекламировала товар мужа.

В своем Трактате о живописи Леонардо писал, что искусство должно избегать моды. Он считал, что мужчины и женщины, которых изображают на полотнах, не должны быть одеты по последнему писку моды, чтобы избежать насмешек, на них должны быть только те вещи, которые вызывают восхищение своей красотой и изяществом.

Прекрасная Ферроньерa, школа Леонардо да Винчи

Платье пошито из красного бархата с глубоким прямоугольным вырезом лифа. Рукава можно отстегивать (на этом портрете, как раз, видны "облачка" нежной сорочки). Гладкая прическа женщины украшена обручем с подвеской - фероньеркой (у названия фероньерка есть красивая легенда, но это тема для другого поста).

Мужчины-художники эпохи Возрождения, рисующие женщин, (они же, по сути, были и модными дизайнерами того времени) считали, что лучше всего красоту и женственность подчеркивает платье из легкого материала в мелкую сборку или плиссировку с круглым вырезом, открывающим шею, и с узкими рукавами, обвитыми жемчугом или тесьмой.

Мария Магдалена, Ян ван Скорел, 1530 г.

Но женщины во все века хотели быть не только красивыми, но и модными. Эпоха Возрождения - не исключение. И хотя раньше мода менялась не так быстро, как сейчас, мода эпохи Возрождения разительно отличалась от моды Средневековой. Долой готику! и Да здравствует Ренессанс!

Прежде всего изменились каноны красоты. На смену худосочным, бледным женщинам пришли высокие, широкоплечие женщины, с роскошным бюстом.

В своем трактате "О красоте женщин" Аньоло Фиренцуолы писал: "...волосы женщин должны быть нежными, густыми, длинными и волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту или же меду, или же горящим лучам солнечным. Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Чрезмерно рослое тело не может нравиться, так же как небольшое и худое. Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна; кожа должна быть слегка красноватой от кровообращения...

Плечи должны быть широкими... На груди не должна проступать ни одна кость. Совершенная грудь повышается плавно, незаметно для глаза. Самые красивые ноги - это длинные, стройные, внизу тонкие с сильными снежно-белыми икрами, которые оканчиваются маленькой, узкой, но не сухощавой ступней. Предплечья должны быть белыми, мускулистыми...".

Чтобы соответствовать новым канонам красоты, поменялась и мода на одежду. Полностью вышли из моды заниженные и завышенные пояса. Пояс стал помещаться на талии.

Женская одежда стала состоять из двух платьев: нижнего - котт и верхнего - симара.

Котт - обычно отрезное в талии платье с прилегающим лифом и широкой, заложенной крупными складками юбкой. Лиф имел декольте - спереди квадратное, сзади удлиненное.

Симара состояла из трех частей: удлиненной свободной спинки, заложенной от горловины спинки складками, и двух более коротких полочек спереди. По бокам симара не сшивалась и только спереди придерживалась поясом на талии. Такой покрой позволял драпировать симару в различных вариантах.

Платья итальянских женщин, обычно имели плавные, естественные пропорции. Флорентийки предпочитали изысканную простоту, венецианкам больше нравились более пышные формы платьев и более роскошно украшенные. Но и те и другие подчеркивали естественные формы.

Портрет дамы, Корреджо, 1518

У испанок одежда тоже состояла из двух платьев, но существовало главное различие. В испанской моде все фигуры подгонялись под определенный стандарт. Делалось это с помощью специального корсета и юбки на специальном плотном чехле с металлическими или деревянными обручами различного размера. Кроме того уничтожались любые признаки женственности. Никакого намека на грудь, девочкам-испанкам бинтовали грудь свинцовыми пластинками.

о эстетическим представлениям испанцев идеальной считалась худая и стройная женская фигура. Поэтому узкий лиф затягивал фигуру с плоской грудью, узкая в бедрах юбка расширялась книзу, облегая каркас без единой складки. Позже именно испанская мода сформировала всю остальную европейскую моду.

Инфанта Изабелла Клара Евгения Испанская

Француженок не устраивала ни пышнотелая итальянская мода, ни худощавость и чопорность испанок. Они соединили жесткий испанский каркас и пышность и роскошь итальянской моды.

Узкий и жесткий лиф французского котт имел глубокое декольте, часто украшенное веерообразным жестким кружевным воротником, и широкую экстравагантную юбку на каркасе. Сверху надевался роб - верхнее платье из парчи прилегающего силуэта, распашное спереди.

Луиза Лотарингская (Луиза де Лоррейн), Франсуа Клуэ, 1575

Мода немецких женщин привнесла в общую копилку моды эпохи Возрождения декоративную вычурность и яркость. Влияние на женскую немецкую моду того времени оказала форма ландскнехтов, необычайно пестрая и кричащая. Кроме того одежда ландскнехтов обычно прорезалась в местах плечевых, локтевых и коленных сгибов для удобства движения. Модники и модницы взяли эту фишку на вооружения для своих костюмов и платьев в качестве декоративного украшения.

Екатерина Мекленбургская (1487-1561), Лукас Кранах Старший

Англичанки в своей моде использовали элементы и итальянской и испанской и немецкой моды. Их платья были самыми великолепными и роскошными. В тоже время англичанки предпочитали спокойные, уравновешенные пропорции и из роскошных тканей выбирали самые добротные и практичные.

Портрет Екатерины Парр мастера Джона (1545)

Типичный для того времени головной убор, платье узкое в талии, изысканная парчовая ткань, рукава узкие от плеча и широкие снизу, украшенные мехом с манжетами, прямоугольное, "бродячее" декольте (то есть во время ходьбы могло перемещаться из стороны в сторону и даже оголить случайно грудь), концы цепи с талии свисают почти до пола и заканчиваются кисточкой.
Несмотря на основные тенденции, детали платьев были самыми разнообразными.
Декольте могло быть разной формы.
С круглым вырезом

Элизабет, графиня Келли, Пауль ван Сомер (1576/1578-1622)

С прямоугольным. Прямоугольный вырез был самым распространенным

Элеонора Толедская с сыном (супруга великого герцога Тосканы Козимо I Медичи), Аньоло Бронзино, 1545


Анна Болейн, королева Англии с 1533 по 1536 годы

v-образный вырез изменил размеры. На смену широкому вырезу до талии пришел вырез широкий только до груди

Камилла Мартелли (1545 - 1590), морганатическая супруга Козимо I Медичи, Алессандро Аллори

В эпоху Возрождения были модны широкие и вздутые рукава, которые чаще всего были съемными. Они позволяли видеть лишь край разрезанного рукава рубашки с оборкой на запястьях. Рукава в женском платье членили разрезами, они состояли из деталей разных форм и объемов, повторяя стиль, принятый в архитектуре.
Донна Велата, Рафаэль Санти, 1516 год.


Один из трех, так называемых, портретов Армады Елизаветы I, представляющих поражение испанской Армады в 1588 году.


Инфанта Изабелла Клара Евгения, Алонсо Санчес Коэльо 1588

Королевы и инфанты всегда могли себе позволить идти в фарватере моды, но о богатстве дамы свидетельствовал не модный, вздутый рукав, а узкий.

Елизавета Валуа, Хуан Пантоха де ла Крус, 1605

Кроме того, о богатстве говорил рукав, который имел разрез изначально на локтях, а затем и в пройме, обнажая нижнее бельё. Нижнее белое белье считалось самым шикарным, ведь в то время белые ткани были одними из самых дорогих.

Изабелла Португальская, Тициан, 1548

Верх рукава часто украшали специальными накладками (brodoni), а низ - манжетами

Джейн Сеймур, королева Англии, Ганс Гольбейн Младший, 1537


Эрцгерцогиня Мария Магдалена Австрийская, Пурбус, Франс Младший, 1603


Маргарита Австрийская, королева - консорт, жена короля Испании Филиппа III, Хуан Пантоха де ла Крус, 1605

Модницы эпохи Возрождения предпочитали тонкие и качественные ткани: бархат, шелк, парчу. Если человек одевается в сукно, то выглядит в нем, как в монашеской рясе, а выглядеть монахинями светские женщины того периода не хотели. Для жестких и трудных для шитья тканей, как, например, парча придумали новый покрой и новую драпировку из складок.

Королева Елизавета I, Маркус Герардс Младший, 1592


Принцесса Елизавета, а позже королева Богемии, Роберт Пик, ок 1606


Леди Дороти Кэри, Уильям Ларкин, 1615

В эпоху Ренессанса в дополнение к образу использовали веера, перчатки, носовые платочки, зеркальца, кошелечки. Эти предметы стали не только функциональными, но и декоративными


В этот период самой модной была обувь на платформе. Как женщины ходили на этих утюгах, не представляю. Платформы Леди Гаги по-сравнению с этими - домашние тапочки.

Зато украшения эпохи Ренессанса просто чудесны


Справа сверху - ароматический шарик, чтобы приятно пахнуть.
link


Пожалуйста, поставьте ссылку на этот материал.